Нанотехнология может дать вторую жизнь деревянным самолетамКанадские
исследователи объявили о планах по использованию нанотехнологии для
экстракции целлюлозы из дерева с целью производства композиционных
материалов для авиации. Это вовсе не кажется невозможным, если учесть,
что фирмы Boeing и Airbus в последние годы уже используют существенные
количества углеродных композитов.
Первые аэропланы были сделаны из дерева, следующее их поколение может тоже быть деревянным. (Фото с сайта: http://www.flickr.com/…ng/38046840/)
По сообщению газеты Seattle Times, проект производства разработан некоммерческой исследовательской организацией FP Innovations, которая работает в рамках программ лесной промышленности Канады.
Президент FP Innovations Джим Денджерфилд (Jim Dangerfield) говорит,
что процесс, разрабатываемый его фирмой, допускает экстракцию частиц
целлюлозы длиной и шириной порядка 20 нм, а производительность
предприятия составит примерно 1 тонну таких наночастиц в день.
Наноцеллюлоза в комбинации с другими материалами образует очень прочные
композиционные материалы нового поколения. Г-н Денджерфилд говорит, что
его мечта – это изготовление самолетов из таких материалов (фактически,
из дерева).
Технологией экстракции наноцеллюлозы уже заинтересовалась фирма
Boeing, которая уделяет внимание каждой доступной разработке, снижающей
вес летательного аппарата и потребление им топлива. Boeing – лидер
аэрокосмической промышленности в использовании композиционных
материалов. За счет использования прогрессивных материалов новейшая
разработка фирмы – 787 Dreamliner будет весить на 16 тонн меньше, чем
его конкурент Airbus A330. Фирма Airbus, не желая проигрывать
соревнование, в свою очередь, объявила о начале нового проекта A350
XWB, в котором композиты должны играть определяющую роль.
Целлюлоза – самый распространенный на Земле органический продукт,
используемый для изготовления картона, бумаги, целлофана, изоляционных
материалов, и многого другого. В частности, несколько лет назад было
предсказано, что на основе целлюлозы могут быть созданы волокна с
прочностью, не уступающей кевлару, но до сих пор такого результата
никто не сумел достичь. В промышленных целях целлюлозу, по большей
части, производят из хлопка или древесной массы. Хотя исследования
процессов экстракции ведутся в течение многих лет, фабрика фирмы FP
Innovations может-таки стать первым промышленным производством
наноцеллюлозы.
Евгений Биргер
- Источник(и):
http://blog.wired.com/…nes-mak.html http://blog.seattletimes.nwsource.com/…_wood_t.html
Прикрепления: |